Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Научно-производственное объединение «Тайфун»

В преддверии 60-летия НПО «Тайфун»

В преддверии 60-летнего юбилея НПО «Тайфун» мы взяли интервью у сотрудников разных поколений, задавая вопросы, касающиеся счастливых лет работы в Объединении, традиций, которые не утеряны до сих пор и о том, что означает 60-летний срок для организации, по мнению сотрудника. Представляем вашему вниманию первое интервью.

Вакуловский Сергей Мстиславович, Главный научный сотрудник. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Мужества, 5 медалями, имеет звание «Заслуженный метеоролог Российской федерации».

photo_VSM.JPG

Сергей Мстиславович обладает прекрасной памятью, и отмечает, что, конечно, счастливыми были молодые годы.

- Так случилось, что 60-летний юбилей НПО «Тайфун» практически совпал с моими годами работы в Объединении, которое в первые годы носило иное название. Я был распределен после окончания радиотехнического факультета Московского авиационного института в Институт Прикладной Геофизики (ИПГ), как он тогда назывался, и пришел на работу 9 апреля 1958 года. Тогда директором был герой Советского Союза, член-корреспондент АН СССР Е.К. Федоров, имя которого носит теперь наша знаменитая ВММ.

Сергей Мстиславович говорит, что не знал, чем будет заниматься, и это его, молодого специалиста, волновало. Позже оказалось – «гамма-спектрометрия», то есть, метод, который позволяет определять изотопный состав радиоактивных веществ в любых объектах. Поручили наладить гамма-спектрометр, чтобы решать какие-то важные задачи. Какие именно задачи – ему тогда не сказали.

- Когда в СССР спустили на воду первую отечественную АПЛ (атомную подводную лодку), командиром которой был капитан 2 ранга Л.Г. Осипенко (памятник которому стоит в самом начале ул. Победы), стало ясно, что надо было изучать проблему скрытности передвижения лодки. Выехали в город Северодвинск и проводили там первые измерения, которые повторялись потом каждый год – вплоть до 1962 года.

Затем Сергей Мстиславович продолжает:

- Потом, поскольку на архипелаге Новая Земля в то время проводились ядерные испытания в атмосфере, меня откомандировали с места базирования лодок в Западной Лице (прямо с соответствующим оборудованием) на полигон Новой Земли. Необходимо было изучать влияние на окружающую среду одного из поражающих факторов ядерного оружия - на радиоактивное загрязнение местности. Единственный наземный взрыв на Новой Земле был произведен в 1957 году, мощность его была около 40 килотонн. Облетали на самолете место взрыва, и я увидел внизу подо мной огромный кратер. Спектрометр показал наличие одного из продуктов ядерного взрыва – радиоактивный изотоп кобальт-60. Начальником моим был Ю.А. Израэль, который уже тогда работал в Москве в Геофизическом институте Академии наук СССР (ГЕОФИАН) под руководством академика Е. К. Фёдорова. И он тоже был потрясен, сказав, что впервые видит «гамма-спектр кобальта-60» с борта самолета.

Подводя итог ответу на вопрос о счастливых годах, Сергей Мстиславович сказал о главном:

- Работая с учеными над одной из проблем, связанной с первыми атомными подводными лодками, с обследованием местности после ядерного взрыва, я понял, вернее даже - осознал, что вношу вклад в оборону нашей страны. Я, молодой специалист, понял, что нужен стране. Это очень важно для молодого специалиста - с самого начала рабочей деятельности ощущать себя занимающимся нужным делом. Помню, что отец говорил мне: «Если ты занимаешься оборонными задачами – считай, что тебе повезло».

На вопрос о традициях, не утерянных до сих пор, и о том, что значит 60 лет для организации, Сергей Мстиславович ответил мгновенно:

- Хорошие традиции – отмечать юбилеи и сотрудников, и юбилеи Объединения. Любая организация – это часть страны, и если в стране трудности, то это отражается и на организации. Главное – это люди. И пока их оптимизм не утерян – организация жива!

Беседовала Ирина Куприянова


Возврат к списку