Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Научно-производственное объединение «Тайфун»

В преддверии 60-летия НПО «Тайфун»

В преддверии 60-летнего юбилея НПО «Тайфун» мы взяли интервью у сотрудников разных поколений, задавая вопросы, касающиеся счастливых лет работы в Объединении, традиций, увлечений, а также того, что означает 60-летний срок для организации, по мнению сотрудника. Познакомлю вас с одним из молодых руководителей, работающих в ЦКБ ГМП, – Александром Васильевичем Волчковым, начальником КТО.

photo_volchkov.jpg

Александр Васильевич сначала рассказал о том, как начинался его путь в НПО «Тайфун», с улыбкой сообщив, что это его первое интервью, и он старался настроиться на разговор. Сразу замечу, что беседа была интересной и очень позитивной.

- Я пришел в НПО «Тайфун» после окончания Обнинского ИАТЭ, как раз попав в последний выпуск в 2009 году. Потом, в 2010 году, наше учебное заведение стало филиалом университета НИЯУ МИФИ. А точнее, стал работать в Объединении с декабря 2007 года, еще учась на пятом курсе. Прошел путь от техника, инженера, конструктора 1 категории до начальника конструкторско-технологического отдела (КТО).

Александр прокомментировал одну из своих «ступенек роста» так:

- Будучи инженером, конструктором 1 категории уже выполнял работу заместителя начальника отдела.

Правда, был «технический» перерыв в работе Александра в НПО «Тайфун». Он принял участие в 55-й Российской Антарктической экспедиции на судне «Академик Федоров». Дело в том, что на время экспедиций (сезонных и зимовочных) полагалось временно уволиться с основного места работы и перейти на работу в Санкт-Петербургский Государственный научный центр «Арктический и антарктический НИИ». На судне и антарктических станциях А.В. Волчков работал 4 месяца (с конца 2009 года до начала 2010 года) в качестве ведущего инженера в составе большой команды специалистов разных организаций.

- Вообще, мое профессиональное взросление происходило под влиянием двух основных факторов: человека и события. Событие, безусловно, – эта экспедиция. За 4 месяца я «вырос», взглянул иначе на себя, на свою работу. Стал самостоятельным, произошел некий «скачок». Наверное, это связано с тем, что у меня была своя, отдельная работа, и я должен был сам за нее отвечать. Приходилось много общаться по самым разным вопросам со всеми главными людьми на судне, в том числе - и с руководителем всей экспедиции, а также со специалистами Государственного научного центра «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт».

После разговора об экспедиции мы вернулись к теме работы в НПО «Тайфун», и Александр продолжил:

- А человек, который оказал на меня большое влияние, – Виктор Александрович Малышев, заместитель начальника ЦКБ ГМП. Я попал к нему, как только пришел на работу, повторюсь, еще студентом 5-го курса, и первое что он сделал – познакомил меня с сотрудниками, а их - со мной, чтобы мы друг друга узнали и заметили, а также объяснил, как структурно организовано ЦКБ ГМП. Такой его подход к молодому «еще студенту» не сопровождался пространными пояснениями, типа «как надо сделать». Это привело к тому, что я не боялся пробовать решать задачи, поставленные передо мной, самостоятельно. Кроме того, я знал, к кому можно обратиться. Тем более, что сотрудники всегда готовы были помочь и объяснить что-то сложное. Так я набирал опыт, который потом пригодился. То, что это было очень полезно, я осознал не сразу, и испытываю благодарность за такой подход. Вначале это, конечно, занимало больше времени, чем, планировалось, но зато эффективность обучения была на высоте.

Мы говорили с Александром в основном о том, как ему нравится то дело, которым он занят. «На работу я хожу с удовольствием» - подчеркивает он. Его ответы о многом говорили, и прежде всего, об искреннем увлечении своей работой, о стремлении к профессионализму и еще к одному очень важному настрою, который относился к моему вопросу о традициях (все-таки работает уже 10 «с хвостиком» лет, а это немало). «Могу сказать, что главная ценность ЦКБ ГМП – это люди и взаимоотношения между ними. У меня, конечно, нет, как такового, опыта работы в других организациях, но информация об этом есть», - улыбаясь, ответил Александр. И продолжил: «Многое у нас построено на дружественности - ты помог кому-то, тебе помогли». Александр Васильевич это ценит в рабочих отношениях больше всего другого.

- И я сам вижу, и на основании информации о других организациях считаю, что такая самая важная традиция, если ее можно так назвать, это взаимоотношения между людьми. Нужно, конечно, готовить внутренние документы (служебные записки о необходимости выполнить какие-то работы и др.), как полагается, но здесь в приоритете другое - неформальные внимательные отношения друг к другу. Это, кстати, ускоряет рабочий процесс.

На вопрос о его мнении, много или мало 60 лет для организации, Александр ответил именно как молодой руководитель:

- 60 лет для организации - это, однозначно, много. Критически много. Считаю, что зрелость у организации наступает быстрее, чем у человека. Организация жива, пока идет ее развитие, когда она готова к изменениям. Как только изменения перестают происходить, можно считать, что наступает стагнация и начало угасания. Рост бюрократии (во всех смыслах) – это тоже признак старения организации.

Если такие признаки появились, считает Александр, то на вопрос «Что делать?» можно ответить так: «Только принять кардинальные меры. Хотя это может либо окончательно «добить» организацию, либо ее возродить». Еще он подчеркнул, что говоря об изменениях, надо признать, что у государственной организации степень свободы не слишком большая. Конечно, нас могут и поддерживать «сверху». С другой стороны, всегда можно найти способы меняться самостоятельно, в пределах своего круга влияния. Хотя изменения – это стресс и для людей, и для организации, без этого при изменениях не обойтись.

Спросила Александра и об увлечениях, кроме фотографии (он участвовал в нашем фотоконкурсе, и его фотография была отмечена).

- Дело в том, что 24 часа в сутки на судне – куча свободного времени, красота кругом. Антарктида! Первая экспедиция! Как не фотографировать!

Александр играет в любительский футбол, много читает, в основном профессиональную литературу, но уже серьезнее относится к художественной литературе, поясняя:

- Я понимаю теперь, что на креативность в работе оказывает влияние и художественная литература, иногда даже больше, чем деловая. Она дает возможность узнать факты, а художественная – осознать многое.

И добавляет:

- От семьи также многое зависит – если хорошо в семье, то хорошо и на работе. Важна взаимная поддержка и общие интересы. Например, посещаем спектакли в формате «Живой театр», которые у нас в Обнинске с успехом идут, ездим в музеи, театры, гуляем по интересным местам с аудиогидом.

И я очень хочу привести вам слова Александра о том, чем он гордится (мы говорили о наградах, он имеет Благодарности Руководителя Росгидромета):

- Лучшая награда для меня - сотрудники, которые у меня сейчас в отделе. Может быть, это пафосно звучит, но работу выполняют люди. У нас в рабочем общении – нет должностей, просто у каждого – своя зона ответственности. А моя задача – организовать работу так, чтобы у сотрудников было поменьше препятствий для ее выполнения.

Беседуя с Александром, поймала себя на мысли, что все время разговора меня не покидает ощущение его как спокойного, уверенного в своих возможностях человека, очень доброжелательного по отношению к людям, полного энтузиазма и хорошего любопытства к работе. Не зря в середине разговора им были сказаны слова: «Мне нравится то, чем я занимаюсь». Успехов вам, Александр, интересных дел и хороших товарищей!

Беседовала Ирина Куприянова


Возврат к списку